Судя по фильмам "Мы из будущего" и "Туман", чтобы попасть в прошлое надобно или окунуться в речку, или зайти в какой-нибудь хилый лесок, находясь в расстроенных чувствах.
Я безусловно оцениваю общественную значимость этих фильмов, выделяющихся хотя бы своей благородной целью на фоне в целом дегенеративной российской кинопродукции, но хочется более осмысленного перемещения в прошлое.
Как писатель, отдавший столько времени НФ, я - за машину времени! Кроме того, "попаданцы" не имеют никакого права погибать и пропадать в прошлом. Тут будет явное нарушение законов сохранения.
В "Тумане" они почти все погибают шестьдесят с лишним лет назад, но потом чудесным образом снова оказываются живыми в настоящем. Видимо, сценарист вначале всех поубивал, потом понял, что-то не то, и снова оживил. В итоге, вместо попадания в прошлое, получился какой-то наркотрип.
А вот убивать врагов в прошлом можно - тут я согласен, но с оговоркой. Чтобы не нарушались законы причинности (чего так боялся Бредбери в "И грянул гром") надо ввести в рассмотрение некий темпоральный гомеостат. Кто-то или что-то должны пояснить в титрах к фильму его действие: все фашисты, уничтоженные "попаданцами", всё равно погибли бы, даже если б не было никаких гостей из будущего, но при других обстоятельствах.
Надо просто представить время не как стрелу, а как витой кабель с множеством жилок или даже трубу с множеством турбулентных потоков. Общее количество уничтоженных фашистов остается постоянным, также как напор в трубе, однако места и обстоятельства их уничтожения могут меняться.
Вообще, если считать время каким-то видом материи, то мне (чисто интуитивно) легче представить её, текущей из будущего в прошлое, а не наоборот. В этом случае "попаданцу" производить изменения в прошлом достаточно легко, ведь они уже не повлияют на будущее. И нет никаких проблем с принципом необратимости времени, видимо уже доказанному неравновесной термодинамикой.
Возвращаюсь к "Туману". Хороший фильм. Сцена, в которой пленный немец убивает охраняющего его русского солдатика, - одна из лучших в нашем кинематографе со времен "Гюльчатай, открой личико". Она про наши взаимоотношения с Западом. Треп про толерантность, про то, как мы все хотим сытно, дружно и демократично жить, а потом бац - и клинок нам под ребро. Извини, товаурисч, ничего личного, просто ты живой тут не нужен.
Единственно, что хотелось бы пожелать лично мне режиссерам и сценаристам "попаданческих" фильмов про ВОВ - делайте это без "попаданцев". Так будет лучше для всех, и для законов природы, и для зрителей, взыскующих достоверности.
Александр Тюрин. http://tyurin.livejournal.com/22948.html
|