Уважаемые читатели! Жизнь Андрея — владельца дорогой и
востребованной ветеринарной клиники для домашних животных с Рублёвки —
определенно удалась. Он не обделен вниманием прекрасных хозяек милых
зверюшек. Но страстная ночь с женой олигарха Эвелиной меняет все:
ревнивый муж Эдик очень доходчиво объясняет, что изменит сладкую жизнь
успешного бизнесмена.
Единственный выход — это побег из страны. И Андрей
уезжает в Турцию по программе «Все включено». За ним по пятам следует
австрийский киллер Рудольф, а солнечные пляжи таят самое главное
испытание в жизни, встречу с прекрасной Анной… Если вам так же наплевать, найдёт ли этот тип своё счастье, как мне – давайте об этом поговорим. Процитированная
выше мозговыносящая аннотация - это из яндексовской афиши. Они таким
образом всерьёз завлекают зрителя. Более того: в ближайшие месяцы нас
ожидают новые уморительно смешные отечественные комедии. Перечислю
сюжеты:
1) молодой столичный бизнесмен мечтает сделать своих подчинённых более исполнительными – и приглашает на фирму кризисного директора из Японии;
2) ведущий новостей на столичном музыкальном канале мечтает завести ребёнка со своей капризной женой – и внезапно беременеет сам,
3) высокопоставленный чиновник из Москвы мечтает
о неиспорченной девушке – и, приехав в замкадье решать судьбу каких-то
музейщиков, втречает качественную, подходящую литературоведшу. По
логике - авторы всего этого кина про сбычу мечт должны знать, что из
полумиллиарда долларов, собранного в кинотеатрах России за первое
полугодие, на отечественные кассовые фильмы пришлось чуть больше $50
млн. Вот они. «Ёлки» (про то, как разных людей, включая калининградских детдомовцев, посещает новогоднее счастье) - $ 22 млн; «Три богатыря» (мультик про русских былинных героев, спасающих страну) – $19 млн; «Выкрутасы» (про простого учителя-замкадыша, полюбившего москвичку М.Йовович и натренировавшего спортивную команду) – $12,4 млн. Всё,
в общем. Было ещё 32 русских фильма, из которых окупились, кажется,
три: римейк «Служебного романа», очередная серия «Любови-моркови» и
очередной же «Самый лучший фильм» -- но эти не собрали много, а сняты
дёшево. Таким образом, очевидность громко трубит, каким должно
быть кассовое кино в России и о чём должно рассказывать. Оно должно
рассказывать про то, как люди в свитерах, копящие на жигули, - то есть
96% нации - получают свое заслуженное счастье. Или про то, как люди в
кольчугах и погонах, выполняя служебные обязанности, побеждают врагов.
Можно замиксовать обе темы – и тогда возрождение российского
кинематографа явно пойдёт семимильными шагами. Но есть нюанс:
кинематографическая реальность РФ плюёт на эту явную востребованность
жизненной справедливости (и борцов за справедливость) с высокой
колокольни. То, что живёт в телевизоре – упорно снимает саксесс-стори
про владельцев рублёвских ветеринарных клиник, их соседей-телеведущих и
соседей-чиновников. То есть про себя и про ближайшее своё окружение.
С
точки зрения всероссийского зрителя у этих ребят и так всё неплохо,
поэтому отождествиться с ними у него как-то не выходит. Посмотреть, как
исполняются потаённые желания этих типов, зритель идёт всё более вяло –
даже подстёгиваемый рекламой материнских телеканалов (по итогам прошлого
года: голливудское кино собрало у нас на 7 миллиардов рублей больше,
чем годом раньше – а отечественное на 670 миллионов рублей меньше).
Тенденция вполне очевидна. А теперь самое главное: почему всё так. Дело
тут, как представляется, не только в зажратости российской
телевизионной касты и её нежелании дышать одним воздухом с замкадовской
Россией. Дело ещё и в искреннем, честном неверии сценаристов в счастье
русских, никак не связанных с Ископаемыми. И даже живущих не на концах
Октябрьской железной дороги, а где-то в стороне. В самом деле,
что у них там есть, в их собирательном саранске? Остатки промышленного
производства, магазины китайской техники, придорожные кафешки, центры
«Связного»? Зарплата – 14 тысяч грязными при средней цене ноутбука в 25?
Ипотека, на которую может претендовать аж 2,4% замкадовских семей (и
15% собственно столичных)? Возможно, Москвовуд и рад бы снимать фильмы о
простых русских людях, получающих своё счастье в Саранске (при том, что и
Москва на 85% тот же Саранск). Но представить его себе не может. Нет,
в принципе есть два варианта «русской саксесс-стори», на первый взгляд
подходящие.
Первый: простой парень из Саранска становится Успешным
Менеджером в Местном Представительстве Корпорации. Но, как показала
практика, русский зритель не принимает за положительного героя типа,
весь подвиг которого состоит в том, что он добрался до больших денег.
Таких фильмов сняты воз и маленькая тележка, и все они провалились.
Причина: добравшись до больших денег, герой просто переходит в сознании
зрителя в класс терзающих Родину злыдней. Тех самых, из-за которых в
Саранске 14 тысяч грязными и плохо с работой. Вроде бы
наклёвывается второй вариант: простой парень из Саранска получает своё
счастье вместе со всем Саранском. Единственным возможным способом – то
есть побеждая злыдней, терзающих Родину, и подымая в городе десяток
предприятий. В.В.Путин награждает его за это Звездой Героя, а цветущий
Саранск выбирает своим народным депутатом. Идея, что в России
«саксесс-стори» - это история о восстановлении справедливости, вроде бы
тоже на поверхности. Но таких фильмов у нас не снято вообще ни одного. И
причина тоже очевидна: инстанция, награждающая Звездой, с терзающими
Родину злодеями находятся в куда более доверительных отношениях, чем с
жителями Саранска. Более того: кинотворцы находятся с терзающими
злодеями нередко в отношениях ещё более интимных.
Наконец, такой
сценарий вынужденно должен углубиться в вопрос, почему жители Саранска
не считают свою жизнь благополучной, почему у них 14 тысяч грязными и
где, кстати, положительный герой найдёт средства на ликвидацию бед.
Кроме того, придётся обрисовать методы, которыми эти беды можно
исправить. А санкционированного метода восстановления справедливости у отечественной масс-культуры просто нет. Кстати,
и совета ей спросить не у кого. Концепции о том, что у нас сегодня есть
справедливость, нет не только у той половины истеблишмента, которая
«едросовская власть», но и у той, которая «праволиберальный бизнес». Во
всяком случае, и те и другие сперва организовывают общероссийские
движения и назначают туда начальство, а потом начинают думать, за что бы
такое этим движениям выступить. Одно ясно: про ту справедливость, которая сама приходит на ум, снимать нельзя точно. Получится разжигание какое-то. …Таким
образом, уважаемые читатели, у меня есть предчувствие: нам будут
предлагать к просмотру уморительные комедии про столичный офисный класс
до самого конца текущей эпохи. Собственно же всенародный кинематограф у
нас возродится, когда властью – а это в любой стране главный организатор
кинопроцесса – станут те, кому этот самый «весь народ» действительно
будет зачем-нибудь нужен. Источник - http://www.odnako.org/blogs/show_11345/
|