«Монстры»
Тем, кто плевался от «Супер 8» (а таких, поверьте, немало), должны непременно приглянуться «Чужие на районе». Оба фильма поставлены любимчиками Стивена Спилберга, оба растут примерно из одного и того же — щемящей тоски по фантастике, на которую авторы бегали в кинотеатры, будучи подростками — и, как ни странно, нет на свете картин, более непохожих друг на друга, чем эти. После глицериновой красоты от Джей Джей Абрамса велик соблазн предполагать, что автор в молодости был прилежным отличником, носившим аккуратные шортики и неоднократно ходившим на сеансы «Инопланетянина» в сопровождении строгой мамы и большой записной книжки. Режиссерский дебют Джо Корниша (сценариста «Приключений Тинтина» и верного соратника Эдгара Райта) производит обратное впечатление — перед нами нежная ностальгическая поэма, написанная отборным матом; трогательное воспоминание раздолбая, который прогуливал уроки, дрался с одноклассниками, а ночью, когда родители засыпали, бегал в грайндхаус на сдвоенный сеанс фильма Джона Карпентера и каких-нибудь «Зубастиков». Кстати, были ли грайндхаусы в Британии? Не факт. Ну да ладно: скажем так, Корниш впитал в свое кино все сай-фай хиты эпохи районного видеопроката, располагавшегося в доме напротив у каждого, кто в итоге вырос в сертифицированного синефила — эпохи со всеми ее условностями, глупостями и плюшевыми инопланетными захватчиками, пытающимися покрепче вцепиться в героев своими смешными флюоресцентными челюстями.
При всем при этом, снимая заведомо дурацкое кино, Корниш каким-то образом умудрился выдержать идеальный баланс между комедией и ужастиком. Ни то, ни другое не выглядит у него натужным фарсом: когда малолетние гопники шутят, ты лыбишься, когда они же довольно бесцеремонно съедаются «чужими», послушно вздрагиваешь. Самое интересное, впрочем, как авторы ленты жонглируют здесь не жанрами, сколько вчерашним и сегодняшним. «Чужие на районе» вышли в британский прокат перед погромами, за которыми все мы наблюдали в новостной сводке. И их тут, разумеется, призвано объяснить не инопланетное вторжение, а милая старушенция в вязаной шапочке, которая за чашечкой чая, предусмотрительно извинившись за свой французский, поясняет главной героине, что дети совсем отбились от рук, превратившись совсем уж в «fucking monsters». Режиссер Корниш хулиганов из гетто немножко идеализирует, искренне полагая, что все это возрастное, дескать, переболеют. Но одно важное отличие между «сейчас» и той порой, когда на экраны выходил спилберговский «Инопланетянин», он говорит почти что прямым текстом: упади милый пришелец на Землю сегодня, никто не станет катать его на велосипеде, а вот забить бейсбольными битами, чтобы потом продать бездыханный трупик уфологам — это запросто.
|