В 1998 году в кинопрокате США ожидалось, что первым суперхитом до наступления лета станет «Годзилла», а выпущенная 8 мая, за 12 дней до фантастического боевика Роланда Эммериха, лента Deep Impact окажется лишь своеобразной разминкой для американской публики, тем более в предвосхищении очень похожего по сюжету фильма «Армагеддон» Майкла Бея. Он вышел 1 июля и по стартовым результатам даже неожиданно уступил фантастической мелодраме-катастрофе, созданной женщиной-режиссёром Мими Лидер, кстати, протеже самого Стивена Спилберга. Она же смогла возглавить список рекордсменов среди американских постановщиц, превзойдя через 9 лет показатель комедии «Слышишь, кто-то говорит» (1989) Эми Хекерлинг.
Отечественный перевод названия Deep Impact (дословно — «Сокрушительный удар», по смыслу же — «Удар из глубин космоса»), предложенный компанией «Ист-Вест», казался невразумительным, более того — неграмотным. Как можно столкнуться с бездной, то есть с бездонной пустотой? Однако представители «Ист-Веста» не случайно отказывались рекламировать «Столкновение с бездной» в качестве космического боевика, а намекали на реалистичность событий (по крайней мере, всё это может случиться) и мелодраматизм их трактовки. Тогда действительно название оправдывает стилистическую небрежность, заставляя при желании по-настоящему проникнуться мучительной проблемой выбора, встающего перед людьми в ситуации, когда всей цивилизации и каждому человеку в отдельности угрожает гибель от кометы, которая неотвратимо несётся из космоса, чтобы столкнуться с Землёй.
Удивительнее то, что некоторые отечественные журналисты на первом просмотре картины Лидер даже в самые драматичные моменты реагировали со смешком, а кое-кто загодя поспешил назвать её «ширпотребом». У нас как существовало десятилетиями презрительное отношение к произведениям, пользующимся популярностью у зрителей, так и осталось неистребимым поныне, даже когда снимается исключительно «кино не для кого», по остроумному замечанию российского актёра Александра Балуева. Он уже во второй раз (после «Миротворца» той же Мими Лидер) сыграл в голливудской мультибюджетной ленте — причём теперь положительную роль российского космонавта, который участвует в отчаянной экспедиции американских астронавтов в целях подрыва кометы при помощи ядерных боеголовок. Это удаётся не сразу и не в полной мере — так что Земля всё равно не смогла избежать катастрофического воздействия гигантской приливной волны от падения отколовшейся части кометы в воды Атлантического океана.
Точно так же можно сказать, что усилия постановщицы и съёмочной группы, которая потратила около $100 млн. на воссоздание впечатляющей картины столь вероятного Армагеддона, лишь избирательны и локально эффективны. Очень многое остаётся за кадром или сообщается скороговоркой (допустим, неизбежная паника миллионов людей, хаос в разных странах мира в канун этого истинного конца света). Тем не менее, даже размеренная, многолинейная и детальная по разработке фона действия манера повествования (так и хочется сказать — телевизионная, поскольку Лидер прошла большую школу работы над сериалами), как и явно рассчитанные на выжимание зрительских слёз сцены добровольного ухода героев из жизни или самопожертвования во имя близких и просто посторонних людей — всё это оправдывает себя.
Потому что в мелодраме, пусть и с катастрофическим антуражем (сразу хочется сопоставить это со всемирным феноменом «Титаника» — тем более, что и музыку писал тот же композитор Джеймс Хорнер), непременно должны быть переживания через край, чудесное спасение в последний момент, но и горечь утрат, смерть самых смелых (например, команды космического корабля) и по-человечески достойных (таких, как женщина-телекомментатор Дженни Лёрнер и её родители).
Для американцев ещё очень важно, что этот фильм существует не только в литературном (среди образцов для подражания назывались романы «Молот Господень» Артура Кларка и «Когда сталкиваются миры» Эдвина Болмера), но и кинематографическом контексте (от «Близких контактов третьего вида» Стивена Спилберга до «Аполлона 13» Рона Хауарда и «Контакта» Роберта Земекиса). Конечно, отсутствие элементов комического по сравнению с такими хитами, как «День независимости» Роланда Эммериха и «Люди в чёрном» Бэрри Зонненфелда, и некоторый недобор аттракционных моментов всё-таки не позволили ленте Мими Лидер потягаться до конца с разудалым «Армагеддоном». Однако безразмерную «Годзиллу» она обошла в США на $4 млн., пусть и уступив $30 млн. в мировом прокате.
Сергей Кудрявцев http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/938912/
|