Четверг, 21.11.2024, 17:16
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Категории
Фантастика [47]
Боевики [24]
Комедии [10]
Триллеры [14]
Мелодрамы [2]
Русское кино [24]
Актрисы [5]
Актёры [0]
Интервью [0]
Технологии [2]
Разное [24]
Новости сайта [2]
Форма входа
Поиск
Часть проекта
  • Новости GUNM
  • Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 13
    Пользователей: 0
    Главная » 2010 » Октябрь » 18 » Кочегарский Балабай
    20:32
    Кочегарский Балабай


    Кинофильм «Кочегар» — самая спокойная, но не менее лютая, чем обычно, работа режиссера Балабанова.

    Он, например, считает, что в этом произведении не присутствует ни грамма скандальности. В эстетической системе координат Балабанова трупы в топках – это почти пастораль.

    Мертвецов носят в котельную спокойные деловые ребята в черных кожаных куртках. В котельной сидит контуженный якут в панаме. Он подбрасывает уголь, следит за давлением в трубах, печатает на пишущей машинке двумя пальцами рассказ про хайлаха. Хайлах – это русский каторжник, отпущенный на вольное поселение и определенный в дом якутского охотника. Хайлах бьет хозяина и насилует его жену. Якут терпит.

    Алексей Балабанов увлекается колоритом и этнографией 90−х. Конкретных дат, как и мест в фильме нет. Но фактура, вроде как, говорит сама за себя. И многим захочется разглядеть в «Кочегаре» питерскую реальность пятнадцатилетней давности. На самом деле временные рамки сужают смысл фильма, который сделан в жанре очень компактной, но емкой лубочной притчи, актуальность которой отнюдь не ретроспективна.

    Из нее убрано все лишнее. Почти нет цвета – все происходит зимой, и только огонь разбавляет почти монохромный колорит. Огонь здесь на правах персонажа, живущего в топках котельной, в домашних печках и каминах. Живет он и в знойных переливах гитары Валерия Дидюли, который сопровождает своими прихотливыми руладами практически весь фильм. Поначалу от них делается как-то тошно, потом смешно, а потом даже уютно.

    Музыка, пожалуй, единственный избыточный элемент в этой конструкции. В «Кочегаре» сведена к минимуму речь. Якут лопочет что-то невнятное. Главарь бандитов выражается афористическими сентенциями. Его помощник Бизон вообще молчит.

    Актеры практически ничего не играют, передвигаясь по сюжету с кукольной бесстрастностью, произнося реплики с отстраненностью аутичных муратовских персонажей. Вообще какая-то едва уловимая ментальная связь между «Кочегаром» и рождественской сказкой Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» чувствуется, особенно в сцене, когда в котельную в гости к кочегару приходят две девочки послушать рассказы про плохих людей.

    Неизбежные зверства Балабанов отмеривает аптекарскими порциями. Так что трупы ложатся в топки без лишнего драматизма. Вообще само действие сведено практически к конспекту. Балабанов как будто бережет силы фильма для главного. Для финальной вендетты, на которую он отправляет своего кочегара и которая заставляет вспомнить сосредоточенную ярость Данилы Багрова.

    Пружина мести заведена в первых же сценах, когда мы узнаем, что слабоумный и безобидный якут на самом деле — бывший афганец, майор саперных войск, герой Советского Союза, а убийца, который привозит трупы – тоже афганец, но сержант-снайпер и не герой Советского Союза. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть заряженную сюжетную бомбу. И тут Балабанов демонстрирует терпение прямо-таки саперское, не спеша ее ни взрывать, ни разминировать.

    Мораль балабановской сказки так же печальна и беспощадна, как и у муратовской. У Киры Георгиевны несчастных сироток, бродивших по городу, так никто и не приютил, и они живописно умерли от холода и голода. Балабановский якут-самурай, исполнив свой долг, разобравшись с подлыми русскими хайлахами, тоже обречен на красивую смерть. Топки требуют не столько угля, сколько человеческой плоти.

    Оставшись при своей неизменной мизантропии, без которой Балабанов, кажется, не может говорить о русском человеке, он на этот раз держится спокойного, строгого и иронического тона, позволяя себе местами уходить почти что в комедию. Вот только по поводу войны, мести и героя Советского Союза он смеяться не собирается.

    Рецензия с infox.ru
    Категория: Русское кино | Просмотров: 2199 | Теги: трупы в кочегарке, Кочегар, якут, афганец, Балабанов, Герой Советского Союза | Рейтинг: 0.0/0

    Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь
    «  Октябрь 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Еще новости
  • Такие Новости
  • Новости техники CYRO
  • Архив