Для охоты на оборотней лучше всего подходят серебряные пули. Для лечебного массажа усталых мозгов впавшего в глубокую депрессию народа нужно, конечно же, кино.
Как давно вы последний раз смотрели хороший, добрый, российский фильм? Подозреваю, что совсем недавно. Так как российский кинематограф стремительно движется к светлому будущему… точнее, российский кинематограф всё ярче и всё правдоподобнее показывает нам мир, в котором по-настоящему хочется жить.
Ещё десять лет назад попытку рассказать о чём-нибудь светлом и добром зрители просто не поняли бы. Тогда в тренде были киллеры, дилеры, бандиты, бомжи и наркоманы. Сегодня же у талантливого режиссёра есть все шансы собрать в прокате миллионы — даже если за всё время действия фильма не происходит ни одного убийства и ни одного изнасилования.
Это вполне закономерно. За последние двадцать лет наши кино и телевидение преодолели длинный путь. В начале девяностых агонизирующая страна не имела ни денег на кино, ни хотя бы желания эти деньги найти. В тот период были сняты два фильма — оскароносные «Утомлённые солнцем» и депрессивно-брутальный «Брат». Остальные картины — типа «Импотента» или «Обнаженной в шляпе» — были, мягко говоря, незапоминающимися.
Лишенные бюджетного финансирования кинотеатры сдавали помещения магазинам мебели и автосалонам. К концу девяностых семьдесят кинотеатров Москвы заполнялись лишь на 5%. Кассовые сборы в тот момент редко превышали 100 тысяч долларов.
Подтверждающим правило исключением стал лишь снятый в 1999-м году «Сибирский цирюльник», который заработал в прокате более двух с половиной миллионов долларов.
Как вы, вероятно, уже догадались, в деле возрождения нашего кинематографа не обошлось без Владимира Путина. Нет, коллеги, я бы с радостью упоминал Путина пореже… но что же я могу поделать, если в девяностые жаловались, что «нечего жрать», а сейчас жалуются, что айфоны ну сил нет как надоели?
Конечно, можно было бы сделать вид, что оно «всё само»… но уж очень эта позиция отдаёт инфантильностью. А инфантильностью, коллеги, я уже как-то устал умиляться.
Так вот, реанимация российского кинематографа началась с решения Владимира Путина о субсидировании режиссеров через Министерство культуры. Если в 90-х было снято всего около пятисот картин, то в «нулевых» российские режиссеры выпускали уже по сто фильмов ежегодно. При этом это были фильмы уже совершенно другого качества.
В 2003-м году фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» завоевал «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.
В 2008 году Герман-младший увез из Венеции сразу две награды: «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и «Озеллу» за операторскую работу).
Спустя два года «Золотой лев» настиг Александра Сокурова, снявшего фильм «Фауст». Напомню, кстати, что денег на «Фауста» дал именно Путин.
В общей сложности за последние 10 лет российские режиссеры осиротили Италию на девять наград. Напомню, что в рукопожатные девяностые, когда «демократической» России рукоплескали судьи всех континентов, венецианское жюри поощрило всего лишь один российский фильм. «Золотого льва» получил Никита Михалков за картину «Урга – территория любви».
Неплохо порезвились российские режиссеры и в Каннах. В 2008-м главный приз конкурса «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале завоевал фильм Сергея Дворцевого «Тюльпан», а в 2011-м награды была удостоена картина Андрея Звягинцева «Елена». Да много что еще было.
Конкретно выросли за 2000-е годы и кассовые сборы. Если в начале нулевых собранный «Братом-2» миллион казался очень внушительной суммой, то сейчас, например, 50 миллионов долларов за продолжение «Иронии Судьбы» или 35 миллионов долларов за «Адмирала» уже никого не удивляют.
В прошлом году только в Москве работало 118 кинотеатров и 530 кинозалов, при этом половина из них уже была в новом, цифровом формате. Россия вернула себе статус одной из ведущих кинодержав мира.
На крупные премьеры к нам теперь как штыки приезжают знаменитости. Например, «Миссию невыполнима 4» с российскими зрителями посмотрел Том Круз. Или вот на премьеру четвертой части «Пиратов Карибского моря» приехали Джонни Депп и Пенелопа Крус, а вместе с «Котом в сапогах» нас посетили Антонио Бандерас и Сальма Хайек.
Есть и обратная тенденция: в иностранных картинах все чаще стали появляться российские звезды. В 2002-м году в 20-й части бондианы («Умри, но не сейчас») снялся Михаил Горевой, за ним в «Кванте милосердия» девушку Бонда исполнила Ольга Куриленко.
Владимир Машков сыграл в «Американской рапсодии» и «Миссия невыполнима. Протокол Фантом», Константин Хабенский и Светлана Ходченкова засветились в «Шпион, выйди вон». И это ведь я ещё ни слова не написал про порнофильмы, в которых наши актёры и актрисы стали уже практически законодателями мод!
Переходим теперь к совместным проектам наших и западных кинодеятелей.
В 2008-м году в прокат вышел фильм «Особо опасен», снятый Тимуром Бекмамбетовым совместно с Universal Pictures. Главные роли исполнили Морган Фриман и Анджелина Джоли, которая, кстати, даже поцеловала в кадре Хабенского. Новую картину Бекмамбетова — «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» — продюсирует тот самый Тим Бертон, который известен нам по фильму «Бэтмен».
Не остался в стороне от перемен и наш зомбоящик.
Если в 90-е телевещание в стране было представлено примерно десятью-пятнадцатью каналами, главными из которых были ОРТ, ВГТРК и НТВ, то теперь, благодаря переходу на цифру, промыванием наших мозгов заняты около 330-ти телеканалов. На конец 2011-м года абонентами цифрового телевидения являлись более десяти миллионов домохозяйств. При этом по государственной программе оцифровки, утвержденной сами-понимаете-кем, к 2015-му году эта цифра вырастет до ста процентов.
Спасибо техническому прогрессу, бурно развивается и Интернет-телевидение. И, спасибо мудрой политике наших властей, цензура там отсутствует как класс — ровно никаких санкций не применяется даже к тем телеканалам, которые позволяют кетаминовым наркоманам визжать «зиг хайль» непосредственно в прямом эфире.
Некоторые телеканалы, такие как «Дождь» и Russia.ru, целиком заточены по Интернет. Однако сильно залезли в Сеть и федеральные телеканалы — любую программу теперь можно смотреть онлайн.
Отдельных горячих слов стоит Russia Today – первый российский канал, созданный специально для зарубежного зрителя. Недавно очень высокую оценку ему дала госсекретарь США Хиллари Клинтон, назвавшая Russia Today «мощным информационным оружием».
Переведу для ленивых самый важный кусок. «Мы находимся в состоянии информационной войны. И мы проигрываем это войну. Я говорю это абсолютно откровенно. Русские запустили свой англоязычный канал. Я смотрела его в нескольких странах и считаю его весьма интересным».
Что важно, за последние десять лет резко возросло не только число телеканалов, но и количество печатных СМИ. Только в прошлом году в стране было зарегистрировано около 94 тысяч СМИ: 75 тысяч печатных и 19 тысяч — электронных. Для сравнения, во второй половине девяностых в России выходило всего лишь четырнадцать тысяч газет.
Подведу итог
Такого медийного разнообразия, как сегодня, в истории России не было еще никогда. Любой житель России имеет невероятный выбор источников информации и развлечений. Если учесть, что наши власти принципиально не вводят цензуру и не пытаются грубой силой влиять на наши медиа, можно сделать оптимистичный прогноз.
Хотя сейчас в глобальной информационной войне позиции России и выглядят не очень внушительно, однако мы уже не являемся той отсталой пропагандистской колонией, которой мы были каких-то десять лет назад. У нас есть все шансы не только справиться со льющимися на нас с разных сторон потоками информационной чернухи, но и переломить ситуацию в свою пользу: возобновить агрессивный экспорт нашей культуры в интересные нам страны.
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.